В Китае стартовал уникальный образовательный проект — специализированный центр подготовки человекоподобных роботов, способных выполнять разноплановые задачи: от промышленного производства до бытового обслуживания и работы в общественных пространствах.
Учебное заведение расположилось в пекинском районе Шицзиншань — это вторая фаза центра подготовки данных для роботов‑гуманоидов. Двухэтажное здание оборудовано реалистичными имитациями производственных линий и бытовых условий, максимально приближённых к реальным.
В тренировочных помещениях роботы‑андроиды отрабатывают широкий спектр повседневных операций. Можно увидеть, как они сортируют катушки, комплектуют посылки, готовят еду и даже наводят порядок в спальной комнате — всё то, с чем человек сталкивается и на производстве, и в быту.
Каждая учебная зона («ячейка») представляет собой модульную конструкцию, которую легко перестроить под новые задачи. Такая гибкость позволяет инструкторам оперативно менять сценарии обучения в зависимости от текущих потребностей.
Роботы в процессе обучения
Одним из ключевых «учеников» центра стал Куафу — человекоподобный робот высотой 165 см. Его имя отсылает к мифологическому гиганту из китайского фольклора. Разработка принадлежит компании Leju Robotics (Шэньчжэнь). Примечательно, что Куафу стал первым в мире роботом‑гуманоидом с поддержкой стандарта 5G‑A.
По словам руководителя центра Чжу Кая, каждый робот проходит обучение под надзором двух инструкторов‑людей. Чжу сравнивает этот процесс с обучением ребёнка ходьбе: «Как дети нуждаются в многократной практике, чтобы научиться ходить, так и роботы требуют интенсивных тренировок в разнообразных сценариях для развития функционального интеллекта».
Главная цель проекта — преодолеть одно из ключевых ограничений в робототехнике: дефицит качественных данных для обучения ИИ. Без массивов стандартизированных реальных данных роботы не могут эффективно адаптироваться к разным условиям. Новый центр призван восполнить этот пробел: ожидается, что ежегодно он будет генерировать миллионы высококачественных записей данных.
Центр интегрирован в сеть аналогичных учебных площадок, расположенных в Сучжоу, Цзинане, Хэфэе и Чжэнчжоу.
Как проходит обучение
Процесс подготовки роботов требует исключительной скрупулёзности и временных затрат. Например, в зоне «умного дома» два инструктора совместно обучают робота технике защитной упаковки. Для поддержания точности и единообразия специалисты меняются каждые два часа.
Один инструктор дистанционно управляет роботом: тот аккуратно укладывает пузырчатую плёнку в коробку и размещает внутри пульт дистанционного управления. Второй специалист в это время фиксирует показатели производительности через компьютерный терминал.
Роботы могут выбирать «основную специализацию» из четырёх ключевых направлений:
- промышленное производство;
- решения для «умного дома»;
- услуги по уходу за пожилыми людьми;
- сценарии с интеграцией 5G.
Эти категории подразделяются на 16 узкоспециализированных дисциплин. На текущий момент роботы освоили свыше 20 профессиональных навыков — от погрузочно‑разгрузочных работ до инспекций и доставки. Уровень успешного выполнения задач превышает 95 %.
Инструктор Ши Сюаньюй подчёркивает: «Обучение требует предельного внимания к деталям». Он приводит пример: чтобы научить робота ставить сковороду на плиту, может потребоваться около 1250 повторений.
В центре трудятся 110 специалистов, преимущественно представителей поколения 2000‑х годов.
Некоторые обученные роботы уже внедрены в реальную эксплуатацию. Например:
- на заводах автопроизводителя China FAW Group они задействованы в погрузочно‑разгрузочных операциях;
- в Shenzhen Capital Group (государственная компания по венчурному инвестированию и управлению активами) выполняют функции курьеров;
- в China Southern Power Grid Co., Ltd. помогают проводить инспекции электросетей.
