
ОСК может возглавить строительство ледокольного флота для арктических перевозок
Государственная судостроительная корпорация стала ключевым кандидатом на реализацию проекта по созданию 10 судов снабжения ледового класса для обеспечения северного завоза. Согласно данным источников «Ведомостей», производство планируется развернуть на петербургских верфях — среди возможных площадок называют Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» и Выборгский ССЗ.
Технические требования и этапы проекта
Минпромторг объявил тендер на проектирование судна с дедвейтом 18–20 тыс. тонн, способного:
- Самостоятельно преодолевать льды толщиной до 1,7 м (класс Arc7);
- Перевозить контейнеры и опасные грузы;
- Развивать скорость не менее 14 узлов;
- Обеспечивать погрузку/разгрузку кранами грузоподъёмностью 80 т.
Конкурс на разработку техпроекта (бюджет — 200 млн руб.) завершится 25 августа. Победитель должен представить концепцию в два этапа до ноября 2026 года, а к серийному производству планируют приступить в 2027–2029 гг.
Логистический вызов Арктики
Как указано в документации тендера, Россия остро нуждается в современных судах для Севморпути, способных за один рейс доставлять разнородные грузы — от угля до медикаментов. В 2025 году объём северного завоза достигнет 3,4 млн тонн, из которых 2 млн составят энергоносители.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что 90% грузов доставляется водным транспортом — сегодня для этого задействовано 444 судна, многие из которых требуют замены. Программа модернизации флота разрабатывается совместно с «Росатомом» и судовладельцами.
Перспективы Севморпути
В 2024 году грузопоток по арктической трассе составил 37,9 млн тонн (+4% к 2023 г.), а к 2025-му планируется нарастить объёмы до 40 млн тонн. Это усиливает потребность в специализированном флоте, способном работать в экстремальных условиях при круглогодичной навигации.