
Генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьева рассказала, как в текущей ситуации чувствуют себя российские производители дорожной и коммунальной техники.
На рынке дорожной и коммунальной техники так или иначе отражаются тренды российского рынка грузовых автомобилей, используемых в качестве базовых шасси при производстве спецмашин. В первую очередь - сохранение тенденции «китаизации». С января по сентябрь 2024 года доля грузовиков массой свыше 3,5 тонны производства КНР на российском рынке увеличилась до 69%.
Кроме того, на рынке дорожной и коммунальной техники наблюдается замедление спроса: за 9 месяцев этого года он снизился на 23%. Ряд компаний переориентировался на приобретение б/у автомобилей или их переоборудование под установку новых надстроек и навесов. Мы тоже следуем этой тенденции. Например, все навесное оборудование и надстройки, производимые нашим предприятием, могут устанавливаться на любые базовые автомобили, в том числе на уже использованные, но еще «крепкие» машины. Таким образом мы помогаем нашим постоянным клиентам обновлять имеющиеся парки спецтехники и экономить ресурсы. К тому же у завода КДМ есть все необходимые разрешительные документы для оформления спецмашин.
Все мы сейчас работаем в непростых экономических реалиях с высокой ключевой ставкой ЦБ и удорожанием лизинговых кредитов. Порядка 78% техники в России приобретается через лизинг, однако текущие процентные ставки, достигающие 30%, являются слишком высокими для наших партнеров и клиентов, в результате чего вопрос оптимизации затрат становится основополагающим.
Курс на оптимизацию
Все это заставляет производителей спецтехники активно внедрять новые технологии, повышающие производительность и срок службы оборудования, сокращающие время рабочих циклов спецмашин. Не менее важно сейчас предлагать рынку универсальную технику, способную совмещать в себе функционал сразу нескольких машин.
Например, в этом году мы выпустил новую КДМ ЭД-244КМА с композитным кузовом, которая в июле была презентована на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге. Благодаря высокому уровню ударопрочности композита такой сохраняет свою форму при насыпании тяжелых грузов. Также он обеспечивает скольжение песка, соли или крошки, что помогает избежать их зависания на боковых стенках и ускоряет работу. Кроме того, основными свойствами материала являются антикоррозийность, износостойкость и термостабильность. Все это напрямую влияет на производительность техники и повышает срок службы кузова и, следовательно, самой КДМ.
Мы также стараемся максимально унифицировать производимое нами навесное оборудование. Например, вывели на рынок новый гибкий отвал КИП34 (кстати, тоже из композита). Он совмещает в себе функции сразу трех отвалов: городского, скоростного и прямого снегоуборочного. Благодаря этому КДМ становится универсальной и может работать на любых дорогах: федеральных, региональных и муниципальных. А поскольку при этом не требуется смена навесок, экономится время. Все это наряду с долговечностью композита позволяет дорожным компаниям снижать операционные расходы.
Кроме того, мы работаем над оптимизацией производственных процессов. В частности, внедряем высокоточное и высокоэффективное оборудование. Его использование позволяет нам сдерживать рост цен или незначительно повышать их, сохраняя при этом качество продукта. За последние 10 лет частные инвестиции в модернизацию производства на Заводе КДМ достигли 1,5 млрд руб.
Техника постоянно должна быть на линии и работать как часы, простои обходятся слишком дорого. Поэтому для обеспечения бесперебойной эксплуатации спецмашин производители должны постоянно повышать качество сервисного обслуживания. Так, мы постоянно улучшаем работу наших выездных оперативных бригад, а также техническую поддержку онлайн. Сейчас время реагирования нашей сервисной поддержки в 3 раза быстрее, чем у аналогичных компаний на рынке.
Мы предоставляем нашим клиентам честную гарантию на спецтехнику, составляющую 24 месяца, что служит подтверждением юридической и технической надежности спецмашин.
Кадры решают все
Отрасль машиностроения, как и иные сферы, где работают наши клиенты, сейчас как никогда остро испытывает кадровый голод. Изменение курса миграционной политики, а также повышение зарплат сотрудников компаний, работающих в сфере услуг (например, курьеров или водителей такси), приводят к оттоку кадров из реального сектора экономики. Это создает дефицит квалифицированных водителей и операторов дорожных машин и мусоровозов.
Такие сотрудники становятся на вес золота, и это оказывает большое влияние на деятельность компаний, производящих спецтехнику. Наш завод, например, активно занимаемся автоматизацией КДМ и мусоровозов СМ, чтобы управление машинами стало более простым и удобным для водителей.
С целью решения вопроса кадрового голода завод участвует в государственных программах по привлечению квалифицированных сотрудников, в том числе в программе «Профессионалитет». На условиях софинансирования мы поддерживаем одаренных студентов колледжей, которые в будущем могут стать частью нашей команды.
Прогнозы
В 2023 году завод КДМ оказался на первом месте среди всех производителей комбинированных дорожных машин по количеству выпущенных и поставленных единиц такой техники, наша доля на этом рынке составила 22%. Кроме того, мы заняли шестое место в рейтинге производителей и поставщиков мусоровозов, поднявшись на четыре позиции, и обеспечили себе 5-процентную долю этого рынка. Какими будут итоги 2024 года, узнаем уже скоро.
Нашей основной задачей по-прежнему остается развитие одного из крупнейших российских заводов по производству дорожной техники с более чем вековой историей. Если говорить о нашей продукции, в линейке самосвалов с колесной формулой 6х4 все также наиболее популярны КАМАЗ-65115, КАМАЗ-6520, МАЗ-6501, а среди машин 8х4 – HOWO T5G, FAW J6 CA3310 и Shacman 3318. Востребованы и машины МАЗ-5340 с колесной базой 4х2, идеально адаптированные под смоленские мусоровозы СМ и наши дорожные машины. Кроме того, мы отмечаем рост спроса на маневренные КДМ и мусоровозы на базах ГАЗон NEXT , «Валдай 12», «Компас 12».
Как всегда, продолжаем вывод на рынок новинок. В этом году представили российским потребителям КДМ ЭД-270 и СМ10-02 на базе ГАЗ «Валдай 12» в бескапотном исполнении с высокой маневренностью и увеличенным на 20% объемом кузова.
Мы не питаем иллюзий относительно грядущего года и трезво оцениваем текущие тенденции. Как и многие представители бизнеса, ожидаем повышения лизинговых ставок и ставки ЦБ, а также осложнения общей экономической ситуации. Эти факторы, безусловно, приведут к снижению объемов производства и поставок российской техники.