Интервью: Ю.В. Петров.: «Одна из основных проблем в ТЭС-секторе – это различия российских и европейских норм проектирования тепловых систем»

RU-1000 Рейтинг
Интервью: Ю.В. Петров.: «Одна из основных проблем в ТЭС-секторе – это различия российских и европейских норм проектирования тепловых систем»

Интервью: ОАО «Подольский машиностроительный завод» (ЗиО), зам. генерального директора по инновационному развитию Ю.В. Петров.: «Одна из основных проблем в ТЭС-секторе – это различия российских и европейских норм проектирования тепловых систем»

В нашей большой и могучей стране, несмотря на прогнозы некоторых пессимистов, которые видят мир вне офиса через призму выставок и телефонных переговоров, машиностроение продолжает развиваться довольно быстрыми темпами и радовать внедрением в массовое производство инновационных разработок. Сегодняшнюю публикацию мы посвятим одному из крупнейших предприятий по проектированию и изготовлению котлов и тепловых систем, без которых сегодня не обходится практически ни одна строящаяся ТЭЦ и крупный энергообъект.

На сегодняшний день под маркой «ЗиО» выпущено около 800 паровых котлов различной мощности и параметров для 170 отечественных и зарубежных ТЭС общей мощностью свыше 70 млн. кВт, в том числе более 15 млн. кВт на экспорт. Котлы «ЗиО» успешно работают на тепловых электростанциях России, Беларуси, Болгарии, Вьетнама, Германии, Греции, Казахстана, Китая, Румынии, стран бывшей Югославии и др.

Заместитель генерального директора по инновационному развитию Подольского машиностроительного завода Юрий Викторович Петров ответил на вопросы портала о многих аспектах проектирования, изготовления и работы современных тепловых систем, включая инновационные разработки, уже применяемые в российской теплоэнергетике. Также Юрий Викторович поделился мнением о качестве и надежности российской и зарубежной трубопроводной арматуры.

Armtorg: Здравствуйте, Юрий Викторович! В начале беседы – несколько слов о вашем предприятии.
Юрий Викторович: Здравствуйте! Подольский машиностроительный завод основан в 1919 году декретом Ленина. Сначала это был паровозоремонтный завод, впоследствии он менял специализацию, производил оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности,а с середины 40-х гг. прочно занял место в энергетике, став одним из основных поставщиков оборудования для тепловых, а с 50-х гг. и атомных электростанций.

В настоящее время Подольский завод также остается одним из трех крупнейших российских поставщиков оборудования для электростанций России и зарубежья. Мы производим котлы-утилизаторы для парогазовых установок и традиционные котлы для электростанций, работающих на органическом топливе, в частности, на угле. По парогазовым установкам основные наши клиенты – предприятия «Газпрома», «Интер РАО», КЭС Холдинг, Квадра и прочие компании России.

Что касается угольных электростанций – это, по большей части, компании Казахстана, где развитие энергетики идет на базе угольных технологий. Есть и контракты на поставки котлов-утилизаторов в дальнее зарубежье, например, в Эквадор. В каждом котле, разумеется, есть арматура – запорная, регулирующая, предохранительная. Для каждого проекта мы, согласно предъявленным техническим требованиям, выбираем поставщика арматуры, с которым заключаем контракт. 

Armtorg: Как происходит подбор поставщиков?
Юрий Викторович: Это делается на конкурсной основе. Естественно, учитывается и цена, и качество продукции. Мы разрабатываем технические требования к арматуре, которую надо купить, и рассылаем запросы в ряд предприятий, которые могли бы удовлетворить эти требования. Получив предложения, мы формируем конкурентный лист, где отмечена цена, срок поставки, условия платежей и прочие моменты, которые могут быть для нас существенны. 

Armtorg: Если сравнивать российских и европейских производителей, каковы ваши предпочтения?
Юрий Викторович: Нынешняя ситуация такова: на высокое давление мы почти никогда не ставим российскую арматуру. В основном используется немецкая. На низком и среднем давлении российскую продукцию вполне можно использовать. В частности, мы покупаем много арматуры компании «АТЭК», ее качество нас вполне устраивает. То, что мы не используем российскую арматуру на высокое давление, связано с ее качеством, сроками поставки и ценой. Цена российской продукции почти равна стоимости поставки из Германии, и это при ряде других отрицательных моментов. Если бы существовали российские поставщики надежной арматуры, мы бы, конечно, предпочли их, потому что нам удобно заключать контракты в рублях, а не в валюте, контактировать с поставщиками в России, а не за границей. 

Armtorg: По каким стандартам вы работаете, проектируя котлы?
Юрий Викторович: Проектирование ведется согласно требованиям того или иного договора или контракта. В частности, сейчас, разрабатывая проект в Эквадоре, мы придерживаемся стандартов ASME. Кроме того мы аттестованы по EN стандартам и конечно по российским стандартам. 

Armtorg: Принимаете ли вы участие в строительстве новых мощностей на Дальнем Востоке? Какие проекты курируете в целом по России?
Юрий Викторович: Мы примем участие в дальневосточных стройках, если выиграем тендеры. Конкурс по Благовещенской ТЭС уже завершен, проект отдан компании «Силовые машины». Мы же на сегодняшний день реализуем четыре проекта для «ЛУКОЙЛа».

Один из них – в Буденновске – на стадии завершения монтажа ПГУ – 135МВт , скоро там начнутся пусконаладочные работы. По трем контрактам для «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мы поставляем 8 котлов-утилизаторов небольшой мощности для 8 газовых турбин по 25 МВт и четыре простых паровых котла. Реализуются три контракта с «КЭС Холдингом» – Новогорьковская, Нижнетуринская и Академическая станции. Поставки на первые два объекта уже завершены.

Все это – парогазовые установки, кроме того, завершен монтаж ПГУ на 230 МВт в Хорватии. По контракту для Эквадора, о котором я уже упоминал, начиная со второй половины этого года мы поставим три котла-утилизатора к турбинам GE типа 6FA. Кстати, что касается парогазовых установок, в России по этой тематике мы сделали больше, чем все наши российские конкуренты вместе взятые. 

Второе направление нашей деятельности – это твердотопливные котлы. В районах, где расположены крупнейшие месторождения – Кузнецкий, Канско-Ачинский бассейны – и в дальнейшем будут превалировать угольные технологии. Изначально Подольский машиностроительный завод был главным предприятием, которое специализировалось на котлах, работающих на «трудных» видах топлива – либо высокозольных, как в Экибастузе, либо сильношлакующих, как березовский уголь. Сейчас осуществляется реконструкция блока 300 мегаватт на Рязанской ГРЭС, где стояли наши старые котлы. Кроме этого, у нас довольно большой объем работ в Казахстане – Экибастузская ГРЭС, ТЭС «Аксу», новый контракт в Алма-Ате и мелкие проекты, в которых мы тоже принимаем участие. 

Armtorg: Где трубопроводной арматуры необходимо больше – на парогазовых установках или все же классических твердотопливных и мазутных котлах?
Юрий Викторович: Больше всего арматуры требуется для крупных пылеугольных блоков. Обвязка у пылеугольного блока гораздо более объемная и сложная, чем на блоке ПГУ. Хотя бы из-за параметров, так как на парогазовых установках давление редко превышает 100 атм, а на пылеугольном мы имеем 300 атм на входе. 

Armtorg: Какого мнения вы о производителях трубопроводной арматуры и что им нужно делать для повышения качества продукции?
Юрий Викторович: Скажу о ряде европейских производителей. Когда мы начали детально разбираться в том, что они предлагают покупателям, выяснилось, что многие предлагают арматуру не энергетическую, а общепромышленную. Эта арматура не обеспечивает либо необходимого количества циклов срабатывания, либо быстродействия и быстрого прогрева. Никого не хочу упрекнуть, но ряд фирм идет по упрощенной схеме, продавая оборудование, которое, в частности, на парогазовых установках с ускоренными процессами нагрева не всегда работает, как следует. Заказчикам арматуры нужно четко формулировать свои требования, а поставщикам – тщательно их соблюдать. 

Armtorg: С какими конкретными проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
Юрий Викторович: Одна из проблем – различия российских и европейских норм проектирования. Например, правила Ростехнадзора предписывают, чтобы предохранительные клапаны на рабочее давление свыше 40 атм были импульсными, тогда как в европейских стандартах используют клапаны прямого действия.

Надо доказывать, что в этом случае требования русских стандартов правильны и превышают требования европейских. С другой стороны, сейчас мы выполняем проект по стандартам ASME, тщательно их изучаем и видим в них логику, которой, к сожалению, нет в целом ряде российских требований. Необходимо как-то сближать нормативные базы и превращать их в единую, оптимальную. 

Armtorg: По каким параметрам вы определяете, что за арматура вам необходима 
Юрий Викторович: В конструкторском подразделении есть специальный отделы , которые занимается расчетами и выбором арматуры. Составляются опросные листы с указанием технических параметров и характеристик, которые рассылаются потенциальным поставщикам арматуры. Претенденты на контракт безоговорочно должны обеспечить выполнение предъявленных требований. Если они не могут быть выполнены, то все остальные вопросы просто не рассматриваются.

Armtorg: Возникают ли проблемы при работе с эксплуатационниками на объекте? 
Юрий Викторович: На каждом объекте, с которым мы работаем, находится наш шеф-инженер, который следит за ходом выполнения монтажных работ. Конечно, бывают ошибки и мелкие проблемы. Но, как правило, они не глобальны – это просто рабочие моменты, возникающие в результате нарушения инструкций. Например, на одной из станций у нас во время предпусковых продувок не были отглушены предохранительные клапаны, и туда попало много грязи, помешавшей их нормальному срабатыванию. Мы оперативно решаем эти вопросы, в том числе, и за свой счет, потому что не хотим, чтобы станция встала по нашей вине.

В России предпусковые продувки и промывки часто стараются ускорить. Если же мы посмотрим, как подходят к этому западные компании, то те же продувки у них длятся неделями. К тому же, у нас используются некоторые химические вещества, которых западные компании у себя не применяют, поскольку они могут давать отложения, оседающие в арматуре. Но я ни в коем случае не хочу ругать заказчиков – у них свои задачи, им нужно запустить объект к определенному сроку, и мы должны помогать им, а не создавать трудностей. 

Armtorg: Спасибо за беседу! В заключение – ваши пожелания партнерам, с которыми вы ежедневно работаете. 
Юрий Викторович: Прежде всего, я бы хотел, чтобы всю арматуру мы покупали исключительно в России, и чтобы она обладала надлежащим качеством, приемлемой ценой и оптимальными сроками поставки. Тогда мы не пойдем за арматурой за рубеж. 



Дата: 13.04.2014
Источник: http://armtorg.ru/news/4965/

Поделитесь страницей "Интервью: Ю.В. Петров.: «Одна из основных проблем в ТЭС-секторе – это различия российских и европейских норм проектирования тепловых систем»" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
394026, г. Воронеж, пр-д Брянский, д. 9
Телефон
+7(800)770-09-47; +7(906) 588-88-90
Адрес
129345, г. Москва, ул. Осташковская, д. 14
Телефон
8-800-505-05-42 +7(495) 787-26-63
Адрес
394000, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, оф. 616
Телефон
+7 (473) 255-68-79, 8(800) 222-52-15
Адрес
450080, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 140/1
Телефон
+7 (937) 849-08-97
Адрес
194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 39, литера А, пом. 37-Н, офис 226А
Телефон
+7(812)385-72-92; +7(495)662-98-58;+7(800)333-07-58
Все компании