Йоханн Шнайдер-Амман: отношения между Швейцарией и Россией можно назвать прекрасными

RU-1000 Рейтинг
Йоханн Шнайдер-Амман: отношения между Швейцарией и Россией можно назвать прекрасными

Президент Швейцарской Конфедерации Йоханн Шнайдер-Амман в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, взятом в преддверии открытия Сен-Готардского тоннеля, рассказал о специфике политического устройства Швейцарии и развитии отношений с Россией.

- Господин президент, большое спасибо за возможность встретиться с вами. Мы встречаемся с вами буквально за несколько часов до исторического события, на мой взгляд, в истории Швейцарии, да и, наверное, всей Европы: открывается Сен-Готардский тоннель, самый большой, самый длинный тоннель, по-моему, не только в Европе, но и во всем мире, 57 км. На это событие, открытие тоннеля, к вам в гости приедут лидеры многих европейских стран. Что значит этот тоннель? Почему к нему приковано такое внимание? Почему так много европейских лидеров будут у вас в гостях на открытии тоннеля?

- Я рад, что вы приехали. Я рад тому, что завтра состоится торжественная церемония открытия 57-километрового железнодорожного тоннеля, который соединит Север и Юг в интересах Европы.

4261352.jpg

Он должен содействовать активизации торговых отношений, увеличить благосостояние и дополнительно повысить занятость, как в странах Южной Европы, так и в странах Северной Европы. Он также объединит Швейцарию. В нашей стране четыре культуры, четыре языка. Италоязычные жители станут ближе к немецкоязычным, время в пути сократится на 30 мин.

Это имеет символическое значение. Но и практическое. Мы каждые сто лет строим такие тоннели. Завтра торжественное открытие. Мы этому очень рады.

- Для нас, для россиян, еще очень символично, что этот тоннель называется Сен-Готардским, он находится именно в этом регионе. Сен-Готард для россиян связан, прежде всего, с именем нашего великого полководца А.В.Суворова. Я даже подумал о том, что если бы во времена Суворова был такой тоннель, то русской армии во главе с ним было бы гораздо проще пройти через Альпы. Но вообще, конечно, для россиян Швейцария это не только Суворов, которого, я знаю, чтят в Швейцарии, но это и Достоевский, и Гоголь, и Чайковский, и Рахманинов, и Набоков. Все эти выдающиеся россияне связаны какой-то частью своей жизни со Швейцарией. А на ваш взгляд, есть ли, и какова она, современная русская Швейцария?

- Позвольте мне сказать пару слов о Суворове. Я состарившийся на службе швейцарский офицер. И когда я проходил обучение на курсах Генерального штаба, я многое узнал о значении Альпийского похода Суворова. Суворова очень хорошо помнят, он – часть коллективной памяти швейцарского народа. Суворов доказал, что Альпы можно перейти. И на основании данного доказательства швейцарцы позднее построили первый тоннель, затем второй, и вот теперь – третий. И, конечно, армия Суворова понесла бы меньше потерь, в том числе, от отморожения, если бы в то время уже был тоннель. Он указал нам путь. Это важно, это символично.

Суворов – часть коллективной памяти швейцарского народа

По поводу известных россиян, который здесь жили. Мы с удовольствием слушаем музыку российских композиторов, мы гордимся тем, что эти известные личности у нас останавливались, и мы гордимся теми 14-15 тыс. россиян, которые сейчас живут в Швейцарии. Они развивают активную деятельность, в частности, в сфере культуры. Эти люди показывают, на что способна Россия. Мы это очень приветствуем. Российская диаспора - очень важная диаспора. Тем самым я хочу сказать, что отношения между огромной Россией и не столь огромной Швейцарией на протяжении веков развиваются очень хорошо. Дипломатические отношения между нашими странами были установлены 200 лет назад, в этом году мы отмечаем 70-летие восстановления отношений после второй мировой войны. Итак, отношения хорошие, а деятели культуры и искусства были у нас часто в гостях, у них здесь были хорошие условия для работы, на фоне прекрасной природы, здесь они находили спокойствие, когда они исполняли свои произведения в альпийских долинах, то у них была особенно тихая и спокойная обстановка, которая их, очевидно, вдохновляла. Нам это очень приятно.

- Должен сказать, что российско-швейцарский или швейцарско-российский мост или, если хотите, тоннель, что сейчас более актуально, он не с односторонним, а с двухсторонним движением. Потому что существует не только "русская Швейцария", но и чуть-чуть "швейцарская Россия". Потому что, начиная с 17 века в Россию приезжали швейцарский архитекторы, математики, военные ученые, и это кстати, заметно даже сегодня в современной России, такое швейцарское влияние на Россию. Вы упомянули 70-летие наших отношений, в каких сферах, кроме культуры, в экономике, в каких-то иных видах сотрудничества вы видите наибольшие перспективы во взаимоотношения между Швейцарией и Россией?

- Позвольте я начну с часов. Прежде чем я стал членом правительства, я был предпринимателем, в том числе, работал в часовой промышленности и фирма "Брегет", производящая часы люксового сегмента, существующая уже более 200 лет, оставила в России заметные следы. Петр Великий дружил с господином Бреге.

Петр Великий дружил с господином Бреге

Россия участвовала в создании часовой технологии "турбийон". Это я хотел бы сказать. Я не только президент Швейцарии, я еще и начальник департамента (министр) образования, а также сельского хозяйства. Вы упомянули швейцарский сыр. Например, сыр "Эмменталь" - очень известный сорт сыра, в России пользуется спросом.

- И "Грюйер" очень популярен!

- Да, и "Грюйер" и "Аппенцелер" пользуются популярностью. Мы с радостью поставляем сыр в вашу страну. Вы спрашиваете, в каких еще областях отношения. Я работал в машиностроительной отрасли, продавал мои станки в Россию.

Россия является важным рынком для машиностроительного оборудования, фармацевтики, пищевой промышленности

Россия является важным рынком для машиностроительного оборудования, фармацевтики, пищевой промышленности. В рамках моей поездки в Россию два года назад я посетил швейцарский цементный завод, расположенный недалеко от Москвы. Я думаю, нет такого сектора народного хозяйства в Швейцарии, который бы не был тем или иным образом связан с российским рынком. И это хорошо.

- Вы сказали о том, что вы не только президент, но и министр швейцарского правительства и в этом тоже есть специфика политической системы Швейцарии. В этом году как раз исполнилось 725 лет как три "лесных" кантона заключили союз о "вечном сотрудничестве" и это положило основу швейцарской государственности. Я много раз бывал в Швейцарии и каждый раз удивлялся удивительному построению вашей политической системы государства. Как власть в центре связана с кантонами, насколько независимы кантоны. Эта уникальность швейцарского государства, насколько вы считаете она по-прежнему современна? Не нужны ли какие-либо реформы? И в чем, на ваш взгляд, специфика швейцарской государственности?

- Швейцарцы – горцы. Швейцарцы на протяжении этих 725 лет защищали свою свободу. Быть независимыми, но при этом в центре Европы, быть солидарными, но при этом автономными, суверенными является нашим кредо. И это так и останется. Когда я описываю Швейцарию, я всегда говорю, что Швейцария построена на принципе bottom-up (власть передается снизу вверх прим. перевод.). Это уже сильно отличает нас. У нас есть общины, у нас есть кантоны, там сосредоточена власть, у нас также есть уровень конфедерации. Сфера образования относится к компетенции кантонов.

Быть независимыми, но при этом в центре Европы, быть солидарными, но при этом автономными является нашим кредо

Политика безопасности входит в компетенцию конфедерации. Политика в области налогообложения также по большей части входит в компетенцию кантонов. Другими словами, Швейцария имеет федеративную форму правления и у Швейцарии также есть еще одна особенность, которую я хотел бы в данном случае упомянуть, это то, что наша страна построена исключительна на меньшинствах, ни у одной партии нет большинства. Швейцарцы, будучи приверженцами прямой демократии, являются сторонниками сильного меньшинства. Никакого большинства и никакого доминирования. В диалоге ищут компромисс, и мы его находим в парламенте, а также в кантональных парламентах. Благодаря этому система стабильна.

- Я не знаю, в этом ли причина, у меня еще есть один интересный вопрос. Есть такой индекс для государств – конкурентоспособности. Там конкурентоспособность определяется по 113 компонентам. Так вот практически по всем из них, и в сумме, Швейцария занимает первое место. Швейцария – самая конкурентоспособная в мире страна. И это, конечно, не может не восхищать. За счет чего добивается этого результата Швейцария? Каким образом Швейцария столь конкурентоспособна по сравнению со всеми остальными странами мира?

- Это довольно просто. У Швейцарии нет полезных ископаемых. Единственное, что у нас есть – это серое вещество. Мы инвестировали и инвестируем целенаправленно в образование, в дополнительное образование. У нас существуют т.н. дуальная система профессионального образования. Т.е. академическая составляющая и профессиональная составляющая. В профессиональном образовании добровольно участвуют предприятия, привнося практический опыт. Это – основа нашего образования. И так как мы хорошо образованы, нам удается продвигать инновационные идеи.

Мы отстаиваем свои позиции за счет лучшего школьного образования, за счет политической стабильности, за счет первоклассной инфраструктуры

У нас небольшой рынок. Мы зависим от мировых рынков. Необходимость "выходить в мир", необходимость быть конкурентоспособными в мире. Это, а также образование, вывело нас вперед. Мы отстаиваем свои позиции за счет, как бы это нескромно не прозвучало, за счет лучшего школьного образования, за счет политической стабильности, за счет первоклассной инфраструктуры. Эти достижения возможны лишь, если политика и экономика идут рука об руку. Я принял решение уйти в политику только из-за желания внести свой вклад в то, чтобы эти два "колеса" (политика и экономика) еще больше объединить. Политика создает рамочные условия, экономика получает как можно большую свободу деятельности. И если это сделано умело, то это дает нам преимущество. Мы убеждены в том, что нашу систему нужно бережно хранить, чтобы мы и дальше могли занимать лидирующие позиции среди других держав.

- Вы говорили об инновациях, о блестящем швейцарском образовании. Но, наверное, если спросить людей вне Швейцарии на улице, какая ассоциация возникает первая при слове Швейцария. То это не часы, не шоколад, не сыр, а это, прежде всего – банки. Швейцарию иногда называют мировым банкиром. Швейцария действительно имеет блестящую банковскую систему, это невозможно отрицать. Но вот сегодня, в условиях финансовой нестабильности, с одной стороны, с другой стороны, в условиях мирового запроса на финансовую прозрачность каким вы видите состояние швейцарской финансовой системы, ее перспективы, именно в том плане, что Швейцария должна быть в финансовом плане более открыта миру.

- В Швейцарии в последние годы было многое сделано в финансовой области, а также, в том, что касается транспарентности. Мы признали статью 23 ОЭСР, мы в настоящее время занимаемся внедрением стандартов ОЭСР. Мы такие же транспарентные, как и другие. Действительно, в прошлом мы не всегда были такими. В этой стране действовала строгая банковская тайна. И этой банковской тайной, очевидно, злоупотребляли. Таким образом, в Швейцарию попали деньги, которые, если бы они были бы идентифицированы, не должны были сюда попасть. У нас никогда не было желания иметь финансовую площадку, которая бы существовала за счет денег, которые оказались здесь незаконно. Мы исправили ошибки…

- Правда, это иногда происходило вопреки вашему желанию.

- Да это так. На то не было политической воли. Политическая воля, которая привела в прошлом к банковскому закону была такова – мы доверяем гражданам. А гражданин добросовестно заполняет декларацию. Таким образом, государство соблюдает дистанцию по отношению к гражданам. Государство уважает права налогоплательщиков на защиту их частной жизни. Эта идея была ориентирована на швейцарцев. Со временем она стала относиться и к иностранцам, и это в некоторых случаях имело неблагоприятные последствия. Но эти ошибки исправлены.

Мы продолжаем оставаться очень важной европейской финансовой площадкой

Мы продолжаем при этом оставаться очень важной европейской финансовой площадкой. Мы руководствуемся той же законодательной базой, что и наши конкуренты, например, в Лондоне или еще где. Мы, тем не менее, все равно близки к рынку, близки к клиенту. И если вы меня спросите, какой критерий решающий, то это личное отношение между представителем банка и клиентом. Данный подход бережно соблюдается, поэтому я не волнуюсь, по поводу того, что позиции Швейцарии в финансовой сфере ослабнут, напротив, они усилятся. Мы в Швейцарии делаем все, чтобы сохранить баланс между финансовым сектором и сектором реальной экономики, промышленностью. Мы хотим быть индустриальной страной. Мы также должны помнить и о сельском хозяйстве. Треугольник: финансовый сектор, промышленность и сельское хозяйство функционирует хорошо.

- У Швейцарии есть еще одно свойство, политическое свойство, которое, на мой взгляд, очень важно. Швейцария этим особенно выделятся в Европе. В прошлом году исполнилось 200 лет Венскому конгрессу, который провозгласил швейцарский нейтралитет на «вечные времена». Швейцария все эти 200 лет следует нейтралитету. Это позволяет Швейцарии быть посредником в целом ряде конфликтов, представлять интересы разных стран. Насколько удается в современном мире, раздираемом противоречиями, сохранить эту политику нейтралитета? В условиях Европейского Союза, в условиях мировых катаклизмов. Как вы считаете, будущее Швейцарии за строгим сохранением этого нейтралитета или есть тенденции на изменения этого статуса?

- Я думаю, Швейцария останется независимой, суверенной и нейтральной европейской страной. У нас это так глубоко укоренилось. Мы благодаря этому стали успешными и уважаемыми. Нет никаких оснований в этом плане что-то менять. Но мы и не эгоисты. Мы разделяем существующие в мире и Европе озабоченности. Мы с удовольствием готовы предложить свои добрые услуги. Мы представляем интересы России в Грузии и интересы Грузии в России.

Диалог должен оставаться возможным

Диалог должен оставаться возможным, нужно усадить стороны за стол переговоров. На это требуется терпение, ловкость, сила убеждения. Мы с удовлетворением отмечаем, что наши добрые услуги востребованы. И если нам таким образом, благодаря нашему нейтралитету, удается внести свой вклад в то, чтобы было больше мира, стабильности, благосостояния на земле, то мы этим очень гордимся.

- Этот нейтральный статус Швейцарии, ее достаточный уровень открытости способствует тому, что именно Швейцария, Женева, Цюрих, Берн становятся местом, где находятся штаб-квартиры крупнейших международных организаций. Здесь европейское отделение ООН, Красный Крест, МОК, некоторые международные организации, периодически доставляют Швейцарии хлопоты, такие, как ФИФА. Что делает Швейцарию привлекательной, что делается вашим правительством, чтобы Швейцария была привлекательной для международных институтов?

- В жизни всегда важно быть среди первых. Нам повезло, что швейцарец, житель Женевы Анри Дюнан основал Международный комитет красного креста. Это придало Женеве известности и популярности. Также возможно это связано с тем, что Швейцария многоязычная страна, что Швейцария открытая страна. Международные организации, которые вы назвали, также и спортивные организации, осознали, что в Швейцарии лучшие возможности для установления связей (connectivity) в Европе. Что здесь имеются хорошо образованные люди, привлекательные, благоприятные условия с точки зрения налогообложения. Мы это делаем специально. На то есть наша политическая воля. Мы стремимся делать все, чтобы Женева оставалась такой привлекательной.

- С другой стороны, Швейцария очень бережет свою такую особенность. Она очень долго не вступала в ООН, не взаимодействовала в рамках Шенгенского соглашения. Швейцария сохранила свою валюту в условиях окружающего ее евро. И Швейцария не входит в ЕС. Такая обособленность в нынешних условиях - это плюс Швейцарии или минус? Или все-таки имеет смысл двигаться в сторону ЕС?

- Для меня совершенно ясно, что есть только самостоятельный путь. И мы будем его отстаивать. ЕС для нас важен. Но до сих пор мы были успешны. Зачем нам что-то менять. Мы вносим свой солидарный вклад на основании существующих договоров с ЕС. Мы свободолюбивый народ, и мы это не променяем. Мне важно подчеркнуть. Мы не эгоисты. Мы выполняем свои обязательства.

- В России отметили, что вы лично, когда ЕС вводил санкции в отношении России, выразили скептицизм. Какими вы видите взаимоотношения в этом треугольнике Россия-Швейцария-ЕС?

- Мы присоединилась к санкциям, кроме того, следим за тем, чтобы Швейцарией нельзя было воспользоваться, чтобы обойти санкции. Но мы хотим сохранить мост, не ставить лишний раз под вопрос торговые связи Восток-Запад. Я пришел из сферы бизнеса и являюсь ярым приверженцем свободной рыночной экономики.

4224941.jpg

Чем более открыты рынки друг другу, тем больше торговли, занятости, производительности, благосостояния. Исходя из этого принципа, нельзя просто взять и выстроить барьеры, нельзя вводить протекционистские правила. Отношения между Швейцарией и Россией можно назвать прекрасными. Отношения между Швейцарией и ЕС такие же хорошие. ЕС для нас торговый партнер номер 1. Когда не будет санкций, и российский рынок снова станет открыт, я надеюсь, что он выиграет в значимости. Политические события, приведшие к санкциям, политические дискуссии вокруг Крыма должны разрешиться на основе международного права европейскими партнерами. На это нужно время, но это возможно.

- Швейцария глобализированная страна, но при этом очень самобытная. При этом в каждом кантоне, общине свои обычаи. Вы родом из Берна, что наиболее характерно для этого кантона?

- Я родом из региона Бернских Альп. У нас есть традиция парада с колоколами, а также традиционная борьба.

- Швейцария очень привлекательна для туристов, много туристических мест. Какие ваши любимые места?

- Я люблю Фирвальдштетское озеро, Люцерн, люблю французскую Швейцарию. Обязательно для посещения Маттерхорн, Женева. Мы рады, что туризм развивается. Ваши граждане приезжают, китайцы.

4261168.jpg

Первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман и президент Швейцарской Конфедерации Йоханн Шнайдер-Амман

- На всех ваших многочисленных постах вы были успешны. Вы ушли в политику, на скромную зарплату. Почему?

- Я был успешен в бизнесе. Деньги играли роль. Я возглавлял семейное предприятие в пятом поколении. Я пришел в политику, потому что политические рамки играют важную роль. Чтобы указать на то, какие последствия могут иметь для предприятий те или иные решения. Это может иметь значение при принятии законов. Политика и экономика должны идти рука об руку.

- Сколько времени у вас остается на семью?

- Я рано встаю, чтобы потом иметь возможность уделить некоторое время семье. Я с большим удовольствием играю с внуком. Это придает мне энергию.



Дата: 02.06.2016
Источник: http://tass.ru/opinions/interviews/3330493

Поделитесь страницей "Йоханн Шнайдер-Амман: отношения между Швейцарией и Россией можно назвать прекрасными" в Социальных сетях

Новые компании
Адрес
141503, Мocкoвcкaя oблacть, г. Сoлнeчнoгopcк, ул. Рeвoлюции, д.3, стр.1, помещение 82
Телефон
+7(495)988-40-47, +7(495)988-40-48, +7(495)994-08-86
Адрес
194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 39, литера А, пом. 37-Н, офис 226А
Телефон
+7(812)385-72-92; +7(495)662-98-58;+7(800)333-07-58
Адрес
394000, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, оф. 616
Телефон
+7 (473) 255-68-79, 8(800) 222-52-15
Адрес
614038, г. Пермь, улица Академика Веденеева, 80а
Телефон
8 (800) 100-24-89
Адрес
117342, Москва, ул. Введенского, дом 1, стр. 1
Телефон
+7 (495) 968-28-01
Все компании