Устройство для автоматического измерения степени износа железнодорожных рельс разрабатывается в ТПУ
Аспирант Физико-технического института Томского политехнического университета (ТПУ) Александр Плетнев разрабатывает устройство, которое позволит автоматизировать процесс контроля состояния железнодорожных путей. Технология поможет повысить безопасность железнодорожных перевозок, в том числе и в отдаленных районах, сообщает пресс-служба вуза.
Как поясняет молодой ученый, в процессе эксплуатации рельсы подвергаются постоянному износу из-за воздействия множества сил и факторов. На изношенных рельсах не только снижается безопасность движения, но и увеличивается расход топлива поездов. Поэтому железнодорожные пути регулярно проверяют на предмет износа.
"Сейчас измерения чаще всего производятся вручную: с помощью путевых скоб, штангенциркулей, шаблонов. На оживленных путях это делает специальный поезд РЖД, который оснащен автоматической системой, но такое обследование обходится очень дорого и проводится только на крупнейших магистралях. Наше устройство разрабатывается, главным образом, для небольших дорог, где контроль до сих пор не автоматизирован", - поясняет Александр Плетнев.
Устройство представляет собой металлическую конструкцию, которая крепится поверх рельса, и лазерный датчик, проводящий замеры расстояния до поверхности рельса. "Лазер движется вокруг рельса, проводя замеры сразу в около 300 точках, в результате чего данные снимаются с высокой точностью. Весь процесс измерения занимает около 5 секунд", - говорит Александр Плетнев.
Важной частью разрабатываемого устройства является его программное обеспечение. Оно обрабатывает данные, полученные при помощи лазерного датчика, и на их основе выстраивает профиль измеренного рельса. В дополнение к устройству политехник разработал мобильное приложение, которое выводит профиль рельса на экран смартфона и позволяет сравнить его с эталоном, утвержденным ГОСТом.
"Ранее сотрудниками кафедры электроники и автоматики физических установок был разработан первый опытный образец. Сейчас мы занимаемся модификацией его механической части и разрабатываем более точные математические алгоритмы. На данный момент мы стремимся усовершенствовать систему крепления устройства к рельсу, чтобы этот процесс занимал несколько секунд. Тогда система позволит в разы увеличить скорость и точность обследования железнодорожных путей", - добавляет аспирант.
Поделитесь страницей "Устройство для автоматического измерения степени износа железнодорожных рельс разрабатывается в ТПУ" в Социальных сетях